Смоленск и Смоленская земля в первой половине XV века.
"Великая замятия"


 

Смоленск и Смоленская земля продолжали оставаться под властью Великого Литовского княжества.

Смоленские феодалы в основном сохраняли свои привилегии и могли опираться на власть литовского "господаря" для усиления своей власти над крестьянами.

Войны и стихийные бедствия разоряли край, разрушали производительные силы. Так, например, в 1395 г. Витовт, придя под Смоленск, "посад пожже и люди многи поплени, с собою иоведе". В период нового нападения на Смоленск в Г404 г. литовские феодалы "около Смоленска пусты сотворили", в 1445 г. "пришед татары, извоеваше Вяземьскую землю всю" [4]. Нередко и в мирное время в пограничных районах случались столкновения, набеги, в результате которых страдало сельское и городское население.

Разрушительное воздействие на город и сельские поселения оказывали стихийные бедствия. Неурожаи вели к катастрофическому голоду. Летописи сохранили сведения о голоде 1436-1438 годов, когда три года подряд в результате 28 неурожаев "бысть глад велик во Смоленску". Цена четверти ржи подскочила до огромной по тем временам суммы до 120 грошей. В 1443 г. "Бысть зима люта и метелица бепрестани с морозом, имьроша люди многи по лесам и по дорогам с великой студени".

Войны, стихийные бедствия уменьшали численность сельского и городского населения, приводили к запустению деревень, уходу крестьян с насиженных мест. Крестьяне создавали на новых местах свои поселения, расчищали лесные заросли и осваивали сельскохозяйственные угодья.

В составе крестьянства существовали группы, различавшиеся по положению, повинностям, занятиям. Название "крестьяне", "христиане" утвердилось на Смоленщине так же, как и в других русских землях, в XIII-XIV веках.

Наиболее угнетенную группу сельского населения составляла невольная челядь, аналогичная русским холопам. Челядь обрабатывала барскую пашню и выполняла работы по домашнему хозяйству. Челядь жила или на дворе феодала, или за его пределами, на выделенных ей в пользование небольших земельных участках. Юридически челядь была бесправной и рассматривалась как имущество, принадлежащее феодалу.

С развитием крепостного права постепенно усиливалась зависимость от феодалов и других категорий крестьянства: крестьяне делились на "похожих" и "непохожих". Крестьяне "похожие", "вольные" составляли еще самый многочисленный слой сельских жителей. За ними сохранялась личная свобода и право ухода из деревин. Крестьяне "непохожие" таким правом не пользовались, находились в крепостной зависимости от феодала, носившей наследственный характер.

Феодалы Великого княжества Литовского (в том числе и смоленские землевладельцы) активно осуществляли политику закрепощения, увеличивали барщину, оброк, штрафы и всевозможные меры принуждения для удержания крестьян в своих владениях и превращения их из "похожих" в "непохожих", лишенных права перехода.

Расширению сферы действия крепостного права способствовали и великокняжеские пожалования, в результате которых государственные крестьяне попадали под власть феодалов. По привилею 2 мая 1447 г. великий князь обязался "не вступаться" во владения бояр, предоставив им право вотчинного суда над всем населением их владений, 29

Сельское население выполняло различные повинности в пользу государства, светских и духовных феодалов. В числе этих повинностей были барщина, посошина, дань, дякло, мезлева и ряд других. Барщина развивалась во всех хозяйствах феодалов, и ее размеры определялись уровнем развития этих хозяйств. Крестьяне обрабатывали господские поля, заготавливали корм для скота, ходили "в подводу" - извозную повинность, строили мосты, дороги, пруды, плотины для мельниц и др.

 Посошина была земельным налогом, взимавшимся с крестьян и феодалов, живших на землях великого князя. Единицей обложения при сборе поеошины была соха, и ее размеры определялись и индивидуальном порядке с учетом конкретных местных условий.

Дякло-оброк, взысканный с крестьян зерном. Мезлева - натуральный налог, вносимый крестьянами определенным количеством птицы, яиц и других продуктов. Дань - натуральный оброк медом и денежные платежи.

Многочисленные повинности, рост барщины и оброков приводили к ухудшению и без того тяжелого положения крестьян, поднимавшихся на борьбу против феодального гнета, за получение личной свободы. Формы борьбы крестьян и невольной челяди были разнообразными. Это и жалобы против феодалов, ущемлявших права крестьянских общин, челобитные целых волостей против гнета непомерных налогов, отказ от выполнении повинностей, бегство крестьян и невольной челяди в пределы Русского государства, открытие выступление крестьян против своих феодалов и другие.

Обострялась и борьба горожан, выступавших против введения административного управления по польскому образцу. Преследования православной церкви, предоставления льгот феодалам-католикам на занятие административных и военных должностей, введение дополнительного налога на усадьбы, занятия промыслами и торговлей.

Недовольство крестьян и горожан Смоленской земли выливалось и в вооруженные выступления против феодалов. К сожалению, источники по этому вопросу крайне скудные и не позволяют составить широкой картины народных движений.

Самой значительной по полноте материала является летопись Быховца [5], в которой отражены события Смоленского восстания 1440 года, вошедшего в историю под названием "Великая замятия". Смоленские источники, отразившие восстание 1440 г., погибли во время пожара в 1812 г. "Черные люди" Смоленска объединились в Борисоглебское братство и действовали сообща против литовского наместника, его администрации и местных феодалов [6].

"Великой замятие" - большому народному восстанию в Смоленской земле предшествовала борьба горожан и крестьян в связи с усилением феодального гнета и стихийными бедствиями. В начале XV в. в Смоленске возник большой пожар, в результате которого город почти весь выгорел. Люди остались без крова и средств к существованию. Не успел город вновь отстроиться, как возник голод в 1438 г. - он охватил многие районы Литвы и Руси, но особенно свирепствовал па Смоленщине. Как сообщалось в литовской хронике, "в людях учинилося великое забойство". Ночью и днем сотнями приходили на дворы богатых, разбивали их "и хлеб брали, и солонину, сыр, масло, пшено, сети, а болше ничего не брали, ни сукон, ни грошей".

Другие летописи также сообщают, что из-за голода "много лихого того году учинилося по всей земле Литовской и Русской и много крови пролити осталося". Таким образом, рост феодального гнета и голод 1438 г. привели к острым социальным конфликтам и полтора года спустя к народному Смоленскому восстанию 1440 г.

Буржуазные историки пытались объяснить вспыхнувшее в Смоленске восстание народных масс национальной рознью. Неправильно освещали события 1440 г. и смоленские историки XIX в. Мазуркевич, Никитин и Писарев, утверждавшие, будто они возникли на национальной основе. Смоленск в это время был многонациональным городом, помимо русских там жили поляки, литовцы и др.

Восстание было вызвано голодом, разорением, военными походами, междоусобицами князей, феодальным гнетом и ростом податей. А непосредственным поводом к выступлению смоленских "черных людей" - преимущественно ремесленников (летописи упоминают кузнецов, кожемяк, лерешевпиков, мясников, котельников) - послужило политическое событие 15 Литве. В результате убийства заговорщиками в Троках великого князя Сигизмунда Кейстутовича политическая ситуация в Великом княжестве Литовском стала очень напряженной. Преемник убитого князя, польский король Казимир еще не сумел утвердить свою власть в борьбе с другими претендентами и крупными феодалами, пытавшийся (как, например, Мстиславский князь Юрий Лингвеньович) добиться фактической независимости от Вильнюса.

Выступление смолян произошло почти сразу (через 10 дней) после убийства Сигизмунда, совершенного 20 апреля 1440 г., после того, как смоленский наместник пан Андрей Сакович заставлял горожан присягать на верность Казимиру, который еще не был посажен на великое княжение (Казимира провозгласили великим князем 29 июня).

Жители Смоленска вооружались луками и стрелами, косами и топорами и, ударив в колокол, подняли восстание, чтобы изгнать наместника, которого поддержали местные бояре и дворяне. В первом столкновении с восставшими у церкви Бориса и Глеба властям удалось на время рассеять их: боярская и дворянская конница, одетая в доспехи и вооруженная копьями, "избиша много черных людей копии до смерти, а иные ранены живы осталн, и побегоша черные люди от пана Андрея". Большой урон понесло и войско Андрея Саковича. Он не рассчитывал па свой дальнейший успех и вынужден был вместе с частью смоленских бояр и дворян ночью покинуть город. Перевес сил в конечном итоге оказался на стороне противников литовской власти. Восставшие устроили суд и утопили в Днепре смоленского "маршалка" Петрику, исполнявшего обязанности наместника в отсутствие последнего и пригласили воеводой князя Андрея Дмитриевича Дорогобужского, который от этого поста отказался. Власть в городе перешла к восставшему народу. Высшим органом этой власти стало вече. Вернувшихся из Литвы бояр, где они присягнули новому великому князю Казимиру, смоляне не впустили в город, и они вынуждены были "разъехаться по своим селам".

Вскоре между боярами и "черными людьми" началась жестокая битва. Город был окружен и атакован со всех сторон. Смоляне обратились к Мстиславскому князю Юрию Семеновичу с просьбой прийти к ним на помощь и стать князем Смоленской земли. Юрий был опытным полководцем. Под его руководством смоленские полки отличились в Грюнвальдской битве 1410 года. Став смоленским князем, Юрий нанес поражение боярам, снял осаду города, часть бояр "поимаша и покаваша их, имение их подавайте боярам своим". Попытки литовских феодалов захватить город также были отбиты. Новый литовский князь Казимир решил сам возглавить поход своих войск против Смоленска. Это заставило князя Юрия срочно выехать в Москву и просить Василия II 32 направить свои войска на защиту Смоленска. Московское княжество не могло оказать помощь Смоленску, так как там разгорелась внутренняя феодальная война, которая длилась четверть столетия.

Прибывшие под Смоленск новые военные силы Великого княжества Литовского в течение двух с половиной недель атаковали город, "посады и церкви и монастыри пожьгоша, а люди много множество носекоша, а живых в полон поведоша, много зла сотворися, и поидоша прочь" [7]. Им удалось в 1441 г. жестоко подавить восстание, причем жертвами репрессий стали не только горожане, но и крестьяне - население окрестных волостей, - неминуемо подвергавшиеся насилиям и грабежам со стороны войск, осаждавших город.

Летописные свидетельства о восстании позволяют констатировать, что оно было направлено, в первую очередь, против власти Великого княжества Литовского, на восстановление самостоятельности Смоленской земли, возможно, в союзе с другими славянскими землями (не случайно восставшие обратились за помощью к Мстиславскому князю, способному привлечь на свою сторону и население других русских и белорусских земель). В ходе этого выступления местное боярство и дворянство выступило на стороне Великого княжества Литовского, в связи с чем восстание приобрело и отчетливо выраженные антифеодальные черты. Его участники развернули борьбу не только против иноземного господства, но и против местных феодалов.

В Смоленском восстании 1440 г. наряду с горожанами принимали участие отчасти и крестьяне. Сам термин "черные люди", использованный летописями, довольно многозначен и может быть отнесен не только к городским низам, но и к крестьянам. Косвенным подтверждением участия крестьян в восстании может служить использование восставшими в качестве оружия не только луков, стрел, топоров, но и кос - типичного сельскохозяйственного орудия. Крестьяне стали естественными помощниками горожан в борьбе, развернувшейся между восставшими и местным боярством, выступавшим за сохранение власти Великого княжества Литовского.

Однако говорить о широком участии крестьян в восстании 1440 г. нет оснований. Крестьянские выступления происходили в ближайших к городу селениях. В итоге необходимо отметить, что смоленская "Великая замятия" носила национально-освободительный и антифеодальный характер и приближала освобождение Смоленска от господства литовских феодалов и его воссоединение с Россией.

 


Далее…

Hosted by uCoz